» Меню сайта

» Форма входа

» Категории раздела
mp3 [22]
Ноты [82]
Методические работы [17]
Для ИРО86 [0]

» Поиск

Главная » Файлы » Методические работы

РАЗВИТИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
[ ] 25.11.2012, 11:44

  

РАЗВИТИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 

 Автор   М.Е. Смахтина

 

Самара

2012

 

 

     Подлинное приобщение к миру полифонической музыки – непременное условие гармоничного развития музыканта любой специальности, в том числе гитариста.

     Общепризнанно, что развитие полифонического мышления учащихся – одна из сложнейших задач гитарной педагогики. Ключ ко всем проблемам исполнения полифонии лежит в многоголосной фактуре этой музыки.

      Начальные годы обучения в ДМШ оказывают глубокое воздействие на ученика, и этот период считается решающим и самым ответственным этапом в формировании будущего гитариста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, следовательно, и к музыке полифонической.

     Когда освоена технология инструмента: правильная посадка и постановка рук, осмысленное и певучее  звукоизвлечение, владение основными штрихами (легато, нон легато, стаккато), можно приступать к изучению полифонии. Здесь важен тщательный подбор художественных образцов, так как это имеет огромное значение для музыкальных успехов ученика: пьесы следует выбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью: Аноним. "Ария” C-dur, И.С. Бах "Хорал”, Г.Ф. Гендель "Ария”, И. Кригер "Менуэт” и др.

Таким образом, с первых шагов в центр внимания ученика ставится мелодия, которую он поёт, а затем учится так же выразительно "петь” на гитаре.

     Начальный этап работы предусматривает игру по голосам, можно в ансамбле с педагогом. Здесь ученик не только отчётливо ощущает самостоятельную жизнь каждой партии, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обоих голосов. Оно – то и является основой эмоционального и осмысленного отношения к голосоведению. Следующий этап – соединение голосов.1). Развивать независимые движения пальцев левой руки (один стоит, другой движется). 2). Заранее и плавно подводить палец левой руки к следующей ноте (если это возможно). 3). Не допускать обрыва голосов – слушать одновременно 2, 3, 4 голоса. Подобным образом разучивается целый ряд других пьес: И. Кригер " Бурре”, Аноним. "Ария” D-dur, Р. де Визе "Сарабанда”, Я. Лози "Каприччио” a-moll и др.

     Немаловажным для педагога является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, чтобы вызвать в ученике живую, эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и творческое воображение.

     В средних и старших классах нужно умело подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки и присущих ей приёмов, например, имитации (И. С. Бах "Канон” а-moll, Л. Ронкалли "Прелюдия” d-moll).

     Аппликатура играет важную роль в создании образа любого произведения. От выбора аппликатуры зависит качество исполняемой музыки. Чтобы придать звуку соответствующий смысл и содержательность, исполнитель должен тщательно продумывать аппликатуру. При этом следует добиваться естественного расположения и движения пальцев, не допускать неоправданных растяжек, избегать резких движений и насилия над руками. Используя богатые природные акустические возможности инструмента, аппликатура призвана выявлять ту или иную характерность интонационного и эмоционально – образного развития музыки. Композиторам эпохи барокко не свойственны мелодраматизм, поэтому аппликатура должна исключать возможность возникновения нежелательных "портаменто”, привносящих в звучание оттенок сентиментальности. Аппликатура в данном Альманахе не является единственно правильной, установленной раз и навсегда. Её можно  и нужно менять в зависимости от замысла.

     Выразительный приём "вибрато” – очень оживляет игру гитариста. Зародившись в смычковом исполнительстве  на основе стремления к теплоте и естественности звучания, "вибрато” приобрёл свою специфику в исполнительстве на гитаре. Пабло Казальс утверждал, что "вибрация является средством выражения чувства, а не доказательством его наличия”. В некоторых старинных табулатурах специальными знаками приписывали применение "вибрато” для определённых звуков. Однако, в современных изданиях обозначений этого приёма не применяют, полагаясь на вкус и здравый смысл исполнителя.

     Важным художественно выразительным  средством музыки XVIXVIII вв. являются мелизмы. Термин "мелизм” произошёл от древнегреческого слова "melos”, что означает – пение, мелодия. Следовательно, исполнять мелизмы надо осмысленно, певуче, в том же темпе и характере, которые присущи данной пьесе. Исполнение мелизмов можно разделить на две группы: I – исполняются на одной струне,  посредством легато в левой руке; II – исполняются на разных струнах, что создаёт эффект подражания лютне, при этом звуки мелизма накладываются друг на друга.

     Динамика в полифонии должна быть направлена на то, чтобы рельефнее оттенить самостоятельность каждого голоса. Как правило, авторские указания нюансов немногочисленны, однако специфика полифонии, особенно имитационной с её повторяемостью темы, противосложения, интермедий,  диктует  необходимость разнообразной динамики. Существует два направления использования динамических средств. Первое – детализированная динамика с широким использованием постепенных переходов и второе – "террасная” динамика, сменяемая на структурных гранях мелодии и охватывающая большие отрезки музыкального развития. При выборе динамических средств, следует руководствоваться несколькими принципами нюансировки. С одной стороны – использование динамических оттенков крупного плана, с другой – постепенность и последовательность нюансовых переходов. Чувство меры по отношению ко всем динамическим изменениям – качество, без которого нельзя художественно убедительно и стилистически верно передать музыку старинных композиторов.

     Правильная артикуляция полифонической музыки является одним из самых сильных выразительных средств, обеспечивающих осмысленное и убедительное её исполнение. Как известно, артикуляцией называют способ исполнения звуков, составляющих мотив или мотивное построение. Основная функция артикуляции – связывание или расчленение звуков, выражающих музыкальную мысль. Важно учитывать, что любые артикуляционные приёмы расчленения звуков должны быть подчинены требованию непрерывного развёртывания музыкальной интонации, как основного принципа полифонического мышления.

     Специфика многоголосного стиля не допускает вольности в метро – ритмической трактовке произведений, а разнообразное применение штрихов придаёт неповторимое своеобразие, особенно танцевальной музыке.

     При изучении полифонических пьес, важно добиться от ученика не только выразительности интонирования, хорошего качества звука, правильного выбора штрихов и точной техники голосоведения, но и особенно важно, чтобы он накапливал слуховой опыт, получал представление о художественно – образном строе произведений полифонического стиля, развил активное эмоциональное отношение к полифонической музыке.

     В процессе формирования полифонического мышления подробные указания необходимы, но потом, чем сложнее произведение, тем меньше указаний должен делать педагог, давая простор инициативе и самостоятельности учащихся на основе приобретённых ими знаний, навыков, а также полагаясь на требовательность их слуха и творческого воображения. Задача педагога – направлять работу ученика, углублять и расширять его знания.

 

 

     Автор настоящей работы надеется, что его рекомендации будут поняты как попытка обсуждения насущных вопросов исполнения полифонии. Автор будет считать свою цель достигнутой, если всё высказанное здесь, послужит в какой-то мере толчком для пробуждения творческой мысли педагогов в их постижении гениальной, вдохновенной старинной музыки XVIXVIII вв. 

 

24.11.2012

г. Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971. Книги 1-2. - 376 с.

2.      Браудо И. Артикуляция. - Л., 1961. - 198 с.

3.      Вопросы музыкальной педагогики. Новосибирск, 1973. - 60 с.

4.      Задерацкий В. Бах живой и современный. Лит. Газета, 1981, 8 апр. - 10 с.

5.      История полифонии. Т. Дубровская "Музыка эпохи возрождения XVI в.” - М., 1996. - 412 с.

6.      Копытман М. О полифонии. М., Советский композитор, 1961. - 130 с.

7.      Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм XVI-нач. XIX вв. М., 1979. - 78 с.

8.      Росталь М. К интерпретации скрипичных произведений И.С.Баха. Муз.исполнительство. Вып. 11. М., 1983. - 63 с.

9.      Скребков С.С. Полифонический анализ. М., 1940. -  80 с.

10.  Танеев С. И. Учение о каноне. М., 1929. - 42 с.

 

 

Категория: Методические работы | Добавил: Marina
Просмотров: 3152 | Загрузок: 0


» Друзья сайта
  • Семейная Культура
  • Жизнь вечна
  • ElCODA


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz